Пожалуй, нет у индийской культуры более яркого и прекрасного символа, чем сари. Этой традиционной женской одежде – более пяти тысяч лет. За такое долгое время многие традиции ношения этого костюма изменились, но одно осталось прежним: индийское сари – одежда вне моды, делающая любую женщину неотразимой.
История платья сари
Как и все аспекты индийской цивилизации, сари имеет долгую и запутанную историю. Само слово можно перевести с санскрита как «полоска ткани». И немудрено: прародитель этого роскошного наряда – обычная набедренная повязка, которую, судя по оставшимся с древних времен рисункам и статуям, носили древние индусы.
С историей возникновения индийского сари связано множество легенд. Согласно одной из них, молодой ткач как-то замечтался на рабочем месте, грезя о возлюбленной, и сам того не заметив, соткал очень длинное полотно дивной красоты. Позже этот разноцветный отрез ткани превратился в традиционное женское одеяние. Интересно, что даже в современной Индии шить сари имеют право лишь мужчины, принадлежащие к касте ткачей. Возможно, именно благодаря трепетному отношению сильного пола к женской красоте, платья сари и получаются такими красочными и подчеркивающими совершенную фигуру.
Культура ношения индийского сари
Существует множество способов, как завязать сари. В разных регионах есть свои методы драпировки этого пятиметрового отреза ткани, но самым популярным остается стиль ниви – согласно ему, сари оборачивается и обвязывается вокруг талии, а свободный конец перекладывается через плечо.
Изначально сари носили на голое тело, но сегодня в большинстве индийских регионов женский национальный костюм целомудреннее: под сари носят нижнюю юбку, а также облегающую кофточку – чоли. Говорят, что эти метаморфозы сари – след вмешательства британских колонизаторов, шокированных обычаем индийских женщин ходить полуобнаженными. Справедливости ради стоит отметить, что в некоторых сельских областях Индии женщины до сих пор пренебрегают чоли и повязывают сари на голое тело.
Несмотря на кажущуюся простоту, грамотно надеть индийское сари – задача не из легких, ведь для этого не используется никаких булавок или пуговиц, а ткань имеет свойство соскальзывать или деформироваться. Неудивительно, что индийские женщины обучаются искусству ношения этого наряда с самого раннего детства.
Платья сари – модели, расцветки, ткани
Красивое сари – поистине универсальный наряд, в котором индийской женщине дозволено появляться и перед семьей, и на работе, и на праздниках. Многие молодые девушки сегодня предпочитают удобные шальвар-камизы традиционному сари. Шальвар-камиз представляет собой зауженные к низу брюки, не сковывающие движений и оттого более удобные. Тем не менее, с подросткового возраста девушки начинают носить традиционное сари на праздники, а после замужества переходят на ношение сари полностью. Несмотря на несколько эмансипированные взгляды, большинство современных индусок и не думают отказываться от своей национальной одежды, ведь девушка в сари – потрясающе красивый образ, воспеваемый поэтами и художниками на протяжении тысяч лет.
Индия славится своими красками, и сари – не исключение. Создавая эти традиционные наряды, мастера пользуются полной свободой творчества. Наверное, нет в природе такого оттенка, который нельзя встретить в расцветке индийского сари: в зависимости от личных пристрастий, женщины могут выбрать среди бесчисленных тонов красного, зеленого, синего, желтого, сливового. Один из самых любимых цветов – золотой, символ любви, процветания и богатства.
Гораздо более, чем цветовым разнообразием, славится индийское платье сари своей отделкой. Зачастую верхний край полотна украшает кайма контрастного цвета, но сегодня это – не обязательное условие. Чего в декоре настоящего сари из Индии всегда много – так это вышивки. Тончайший рисунок создается на ткани при помощи золотых и цветных нитей, а также бусин, бисера и камней. Традиционные изображения на сари – рыбы, цветы и плоды, символизирующие благополучие.
Материалы для пошива сари используются разные – от недорогого хлопка до роскошных шифона, шелка и органзы. Один из наиболее дорогих материалов, который далеко не каждая индийская семья может себе позволить – это мисорский шелк. Эта ткань тяжелая, плотная, и образует ровные, аккуратные складки.
Многообразие тканей, расцветок и видов декора – не случайность. В индийской культуре женщине надлежит быть красивой, и при помощи различных цветовых и фактурных сочетаний дамы издревле умудрялись корректировать фигуру получше, чем это могут современные портные и кутюрье.
Индийское сари и украшения
Традиционное индийское сари невозможно себе представить без обилия украшений. Если вы увидите индианку в сари, но без колец, серег, ожерелий и бесчисленного количества звенящих браслетов, значит, в жизни этой женщины что-то не так.
У этой любви женщин Индии к украшениям есть практическое объяснение. В индийской культуре женщина традиционно зависит от мужа. Сегодня прекрасный пол в этой стране гораздо более защищен, а вот в древние времена муж имел полное право выгнать неугодную супругу из дома, и уйти она должна была немедленно, «в чем была». В таких случаях украшения некоторое время могли служить покинутой жене финансовой поддержкой – ни земли, ни недвижимости, ни какой-либо другой собственности она не имела.
Еще одна функция украшений для индусов – сакральная. Согласно учению, на человеческом теле расположено множество чакр – активных точек, воздействие на которые приводит к улучшению самочувствия, всеобщей гармонизации и благополучию. Одним из способов подобного воздействия были украшения: женщины верили, что золотые серьги улучшают слух, бинди на лбу способствует обострению интуиции, браслеты своим звоном отпугивают злых духов, а драгоценный камень в пупке защищает от сглаза.
Индийское сари – единственное, пожалуй, одеяние, для которого украшений не бывает слишком много. Каким бы богатым ни был декор самого сари, наряд нуждается в крупных серьгах, нескольких ожерельях, кольцах и обилии золотых браслетов.
Макияж под индийское платье сари
Во время просмотра индийских фильмов вы, наверняка, не раз замечали, как ярко накрашены героини. Обычай наносить обильный макияж также имеет древнюю историю. Как и бижутерия, косметика была призвана защищать человека от дурных взглядов и воздействия нечистых сил: женщины всех возрастов густо красили глаза кайялом, а на губы наносили изготовленную из растительных компонентов яркую помаду. Сегодня яркий макияж – также непременная составляющая образа женщины в сари.
Свадебное сари
Подвенечное сари – настоящее произведение искусства. Материал и длина такого сари не особенно отличаются от повседневного, а вот декор на нем в несколько раз богаче. Согласно поверью, чем больше вышивки, бусин, стразов на сари невесты, тем счастливее и спокойнее будет ее семейная жизнь.
Что касается цвета, индийское подвенечное сари – не обязательно белое. Восприятие цвета в восточной культуре сильно отличается от европейских канонов, и гораздо более предпочтительные оттенки для свадебного наряда – красные и зеленые, считающиеся символом любви и богатства.
Обязательное дополнение подвенечного сари – большое количество золотых украшений. Этот обычай сломить не под силу даже бедности – семья невесты влезет в пожизненные долги, но в день своей свадьбы девушка будет блистать.
Индийские сари – фото
Смотрите еще множество моделей индийских платьев сари в нашей фото подборке.
мне нравятся эти платья